6.1. Введение
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Рассматриваемые автомобили оборудованы системой впрыска топлива, кроме моделей
316, на которых установлены карбюраторы Solex 2B4 (автомобили раннего выпуска)
и Solex 2BЕ (более позднего выпуска). Топливный насос карбюраторных двигателей
механический, с кулачковым приводом от распредвала.
Система впрыска типа L-Jetronic или Motronic. С 1988 г. автомобили оборудуются
усовершенствованной системой Motronic, в которой отсутствует форсунка для пуска
холодного двигателя. Электрический топливный насос смонтирован либо в задней
части автомобиля, на днище кузова (на ранних моделях), либо в топливном баке.
В системе Motronic реле впрыска срабатывает от сигнала с блока управления (ECU-блока).
При включении зажигания топливный насос работает в течение нескольких секунд
и отключается только после полной остановки двигателя. На ранних моделях предусмотрен
насос подкачки низкого давления, смонтированный внутри топливного бака и включенный
последовательно с основным насосом. Основной насос обеспечивает поддержание
необходимого давления топлива. Поддержание постоянного давления в момент впрыска
обеспечивается регулятором давления и подавителем пульсаций давления (последний
смонтирован около топливного фильтра).
Система впрыска топлива рассматриваемых автомобилей состоит из 3 подсистем
– топливной, забора воздуха и процессорного блока управления.
Топливная система
Топливный насос обеспечивает подачу топлива через фильтр в распределитель под
постоянным давлением. Стабилизация давления топлива на выходе распределителя
обеспечивается регулятором давления.
Система забора воздуха
Состоит из воздухоочистителя, измерителя потока воздуха, дроссельного патрубка,
всасывающего коллектора и соединяющих шлангов и патрубков. Измеритель потока
воздуха лопастного типа, расход воздуха пропорционален углу поворота заслонки
и сопротивлению потенциометра, жестко связанным с осью заслонки.
Электронный блок управления
На автомобиле установлен электронный блок управления (ECU), который обеспечивает
автоматическую регулировку момента зажигания а также количества и состава топливо-воздушной
смеси в соответствии с информацией от различных датчиков, отслеживающих режим
работы двигателя. Состав вспомогательных элементов системы (датчиков, переключателей
и др.) определяется конкретным видом применяемой системы впрыска.
Применяемые системы впрыска
Система впрыска типа L-Jetronic фирмы Bosch (до 1987 г.)
Система впрыска L-Jetronic
1. Топливный бак 2. Рапределитель топлива 3. Регулятор давления 4. Процессорный блок 5. Реле 6. Измеритель скорости потока 7. Выключатель зажигания 8. Батарея 9. Дроссельная заслонка 10. Переключатель дроссельной заслонки |
11. Клапан запуска холодного двигателя 12. Корректор холостого хода 13. Распределитель зажигания 14. Термореле времени 15. Датчик температуры двигателя 16. Датчик кислорода 17. Форсунка 18. Топливный фильт 19. Топливный насос |
Система однофорсуночная с электромагнитной форсункой. Основным регулируемыми
параметрами являются длительность открытого состояния форсунок (количество впрыскиваемого
топлива) и обороты холостого хода. Вспомогательными элементами системы являются
датчик температуры охлаждающей жидкости, переключатель дроссельной заслонки,
стабилизатор холостого хода (перепускной воздушный клапан), реле и предохранители.
Система впрыска типа Motronic
Система впрыска Motronic
1. Топливный бак 2. Процессорный блок 3. Гаситель пульсаций 4. Регулятор давления топлива 5. Клапан запуска холодного двигателя 6. Переключатель дроссельной заслонки 7. Измеритель скорости потока 8. Корректор холостого хода 9. Реле топливного насоса 10. Главное реле 11. Выключатель зажигания 12. Батарея 13. Датчик угла поворота коленвала |
14. Дроссельная заслонка 15. Датчик скорости вращения коленвала 16. Датчик температуры двигателя 17. Термореле времени 18. Датчик кислорода 19. Катушка зажигания 20. Свеча 21. Форсунка 22. Распределитель зажигания 23. Топливный насос 24. Топливный фильтр 25. Распределитель топлива |
Система многофорсуночная с электромагнитными форсунками. Регулируемыми параметрами
являются количество впрыскиваемого топлива, момент зажигания, обороты холостого
хода и состав выхлопных газов.
1.5. Периодичность замены эксплуатационных жидкостей, смазочных материалов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Моторное масло необходимо заменять через каждые 10 000 км пробега.
У нового автомобиля необходимо заменить масло после окончания обкатки (через
2500 км). При замене масла обязательно нужно установить новый масляный фильтр
(двигатель ЗМЗ–4062) или его фильтрующий элемент (все двигатели). Порядок замены
масла см. в подразделах 2.3.2, 2.3.2.2
и 2.3.3.3.
В картер двигателя рекомендуется заливать масло той же марки, что и
было в двигателе. Если заливают масло другой марки, нужно предварительно промыть
систему смазки двигателя маслом той марки, которое будет залито в двигатель.
Для этого слить старое масло, залить новое масло на 2–4 мм выше метки «0» на
указателе (щупе) уровня масла. Запустить двигатель и дать ему поработать на
холостом ходу примерно 10 мин. Затем слить масло, заменить масляный фильтр или
его фильтрующий элемент и залить свежее масло.
Охлаждающую жидкость необходимо менять один раз в 2 года или через 60
000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). Порядок замены
охлаждающей жидкости см. в подразделе 2.4.4. Следует
иметь в виду, что охлаждающая жидкость ядовита, поэтому нельзя засасывать ее
ртом при переливании. При работе с охлаждающей жидкостью рекомендуется пользоваться
защитными очками, не курить и не принимать пищу. Если жидкость попала на открытые
участки кожи, промыть их водой с мылом.
Масло в коробке передач необходимо заменять через 60 000 км пробега.
Порядок замены масла см. в подразделах 3.3.2 и
3.4.2. Через каждые 20 000 км пробега нужно проверять
уровень масла в коробке передач и при необходимости доливать. Уровень масла
в картере коробки должен доходить до края наливного отверстия. Если в слитом
масле есть металлические частицы или оно очень грязное, следует промыть коробку.
Для этого залить в ее картер 0,9 л свежего масла. Поднять домкратом заднюю часть
автомобиля. Запустить двигатель и, включив первую передачу, дать ему поработать
2–3 мин. Затем слить масло и залить свежее. При проверке уровня масла нужно
очистить поверхность сапуна от грязи и несколько раз повернуть его колпачок,
чтобы удалить попавшую под него грязь.
Масло в картере заднего моста необходимо менять через 60 000 км пробега.
Масло заменяют так же, как в коробке передач. Через 20 000 км пробега нужно
проверять уровень масла в картере и при необходимости доливать. Уровень масла
должен доходить до края наливного отверстия. При проверке уровня масла нужно
очистить от грязи сапун так же, как это делали для коробки передач.
Предупреждение
Использовать
повторно слитую тормозную жидкость запрещается.
Тормозную жидкость в приводах сцепления и тормозов необходимо менять
один раз в 2 года независимо от пробега автомобиля. В приводах сцепления и тормозов
используются тормозные жидкости отечественного производства «Роса», «Роса–3»,
«Томь», «Нева» или их зарубежные аналоги на не нефтяной основе, уровень качества
которых не ниже DOT–3. Использовать жидкости других марок, особенно жидкости
на нефтяной основе, запрещается.
Тормозная жидкость гигроскопична, поэтому ее нельзя хранить в открытой таре.
Порядок замены тормозной жидкости следующий:
1. Снять крышку бачка главного цилиндра тормоза.
2. Снять резиновые защитные колпачки с клапанов выпуска воздуха на колесных
цилиндрах и надеть на клапаны резиновые шланги, концы которых опустить в стеклянные
сосуды.
3. Отвернуть клапаны не более чем на один оборот и, нажимая на педаль тормоза
до упора, слить жидкость. По мере прекращения вытекания жидкости из шлангов
заворачивать клапаны выпуска воздуха.
4. Вылить из сосудов слитую тормозную жидкость и поставить их на место.
5. Залить свежую жидкость в бачок главного цилиндра, отвернуть все клапаны
выпуска воздуха на один оборот и, нажимая на педаль тормоза до упора, заполнить
систему тормозов. При этом нужно постоянно доливать жидкость в бачок главного
цилиндра. После того как из шлангов, надетых на клапаны выпуска воздуха, начнет
вытекать чистая тормозная жидкость, завернуть клапаны.
6. Прокачать систему тормозов для удаления из нее воздуха (см.
подраздел 6.9).
7. Закрыть пробкой бачок главного цилиндра тормоза. Снять шланги с клапанов
выпуска воздуха и надеть на них защитные колпачки.
Таким же образом заменяют жидкость в гидроприводе сцепления.