Проверка состояния и замена компонентов генератора Toyota Land Cruiser
Проверка состояния и замена компонентов генератора
Разборка
Типичная конструкция автомобильного генератора переменного тока
|
1 — Шкив
2 — Крышка со стороны привода
3 — Передний подшипник
4 — Держатель
5 — Ротор
6 — Задний подшипник
7 — Крышка подшипника
8 — Резиновая изоляционная вставка
|
9 — Пружина
10 — Щетка
11 — Регулятор напряжения
12 — Крышка со стороны контактных колец
13 — Держатель выпрямительной сборки
14 — Клеммный изолятор
15 — Щеткодержатель с крышкой
16 — Задняя крышка
|
Порядок выполнения |
1. Снимите генератор с двигателя (см. Раздел Снятие и установка генератора) и уложите его на чистый верстак.
2. Отдайте гайки крепления задней крышки, отпустите гайку клеммы В, скиньте с клеммы шайбу и изоляционную втулку, затем снимите крышку (обратитесь к иллюстрации выше).
3. Выверните винты крепления регулятора напряжения и щеткодержателя.
4. Снимите щеткодержатель и регулятор напряжения с заднего торца рамы. Если разборка производилась с целью замены регулятора, переходите к выполнению процедуры параграфа 8, установите новый блок, соберите генератор и установите его на двигатель (см. Раздел Проверка состояния системы заряда). В нижеследующих параграфах приведено описание процедуры замены щеток.
5. Измерьте величину выступания каждой из щеток, если результаты измерений выходят за нижнюю границу допустимого диапазона (см. Спецификации), замените щетки в сборе с держателем.
|
На некоторых моделях для замены щеток может понадобиться паяльник.
|
6. Проверьте плавность хода щеток в направляющих держателя.
7. Снимите выпрямительную сборку. Снимите четыре резиновых изоляционных вставки и уплотнительную пластину.
8. При помощи маркера или чертилки пометьте взаимное установочное положение переднего и заднего кожухов генератора.
9. Отдайте крепежную гайку и снимите приводной шкив с роторного вала генератора.
10. Отдайте четыре крепежных гайки раздели генераторную сборку на две части.
11. Снимите упорную шайбу и извлеките ротор из передней части сборки. |
|
Проверка
Порядок выполнения |
|
1. Измерьте сопротивление между двумя скользящими контактными кольцами (обратитесь к сопроводительной иллюстрации), номинальное значение составляет 2 – 4 Ом. Удостоверьтесь в отсутствии проводимости между каждым из контактных колец и роторной сборкой. При отрицательных результатах проверки, а также в случае чрезмерного износа контактных колец замените ротор. |
2. Проверьте на обрыв статорные обмотки генератора, проводимость должна иметь место между каждой парой торцевых клемм сборки. Если в каком-либо из измерений омметр выдаст бесконечное показание, замените статор. Проверьте обмотки на наличие признаков пробоя на массу (наличие проводимости между клеммой и рамой. Дефектный статор подлежит замене.
3. Проверьте исправность состояния положительной и отрицательной секции выпрямителя.
|
a. Начинать следует с проверки положительной секции, – сборка должна иметь проводимость только в одном из направлений, смена полярности должна приводить к изменению ситуации на противоположную (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Следует поочередно проверить каждую из клемм сборки; |
|
b. Далее переходите к проверке отрицательной секции, – действуйте в аналогичной манере (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). |
|
|
Сборка
Порядок выполнения
1. Установка компонентов производится в порядке обратном порядку их демонтажа
Обратите внимание порядок выполнения процедур.
2. При посадке щеткодержателя на вал генератора следует при помощи маленькой отвертки поочередно отжать каждую из угольных щеток.
3
Вверните винты крепления щеткодержателя и регулятора напряжения.
4. Проследите за надежностью затягивания трех гаек крепления задней крышки.
5. Соберите клеммную сборку и закрепите ее компоненты своей гайкой.
6. Установите генератор на двигатель (см. Раздел Снятие и установка генератора).
3.4.9.1. Проверка системы заряда батареи
Агрегаты системы заряда на автомобилях после 1993 г.
1. Главная плавкая перемычка FL 2,0L
2. Предохранитель IGN 7,5 А
3. Предохранитель Charge 7,5 А
4. Предохранитель АМ1 (50 А) |
5. Предохранитель АМ1 FL 1,25
В
6. Генератор
7. Предохранитель АМ2 0,3P |
Схема для проверки тока заряда батареи
1. Отсоедините провод от вывода В
2. Амперметр
3. Генератор |
4. Вольтметр
5. Батарея |
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. При неисправности цепи заряда
батареи вывод о выходе из строя генератора следует делать только после
следующих проверок. |
2. Проверьте состояние и натяжение
ремня генератора. При обнаружении признаков износа ремень замените. |
3. Проверьте затяжку болтов генератора. |
4. Проверьте проводку генератора
и регулятора напряжения, надежность крепления и состояние разъемов. |
5. Проверьте плавкие перемычки и
предохранители. При обнаружении перегорания выясните причину и устраните. |
6. Запустите двигатель и проверьте
звук, издаваемый генератором (воющий или визжащий звук указывает на
износ подшипников). |
7. Проверьте плотность электролита
в батарее. Если плотность низкая, зарядите батарею (данный пункт не
относится к необслуживаемым батареям). |
8. Проверьте полноту заряда батареи
(при неисправной секции батареи возможен ее перезаряд). |
9. Отсоедините кабели от батареи
и очистите. |
10. Проверьте работу реле контрольной
лампы (на автомобилях с 1980 по 1992 гг. расположение реле различается,см. рис. , рис. ). |
11. Проверьте напряжение на батарее
на неработающем двигателе. Напряжение должно быть около 12 В. |
|
12. Запустите двигатель и снова
проверьте напряжение, которое теперь должно быть от 13,5 до 15,1 В. |
13. Включите дальний свет фар. При
нормальной работе системы заряда напряжение должно упасть и снова
возрасти. |
14. Если напряжение выше нормального,
замените регулятор напряжения (см. ). |
15. Если напряжение ниже нормального,
то проверьте регулятор и генератор, поступив следующим образом. |
|
16. Соедините с массой вывод F (1) на задней
крышке, запустите двигатель, считайте напряжение на батарее и сравните
со стандартным. |
17. Если напряжение выше стандартного,
то замените регулятор напряжения. |
18. Если напряжение ниже стандартного,
то проверьте генератор (или при отсутствии амперметра сдайте в мастерскую
автосервиса). |
19. Если имеется амперметр, то включите
его в схему зарядки (см. рис. ). При отсутствии амперметра можно
воспользоваться трансформатором тока. |
20. Доведите обороты двигателя до
2000 об/мин, измерьте ток при выключенных потребителях. Затем включите
дальний свет фар и вентилятор отопителя (переключатель установите
в положение HI). Измерьте ток и сравните со значениями, приведенными
в . |
21. Если измеренный ток меньше нормативного, то отремонтируйте
или замените генератор.
|
|
18.20. Ремонт генератора
РазборкаПредупреждение
Установите на губки тисков
мягкие защитные накладки, для исключения повреждения деталей генератора.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Закрепите генератор в тисках
и выверните четыре винта крепления задней крышки генератора.
2. Пальником, мощностью 200 Вт
нагрейте заднюю крышку и снимите ее с генератора.
Предупреждение
Если задняя
крышка не нагрета, ее очень трудно снять в связи с очень плотной
посадкой.
3. Отверткой с плоским лезвием
снимите переднюю крышку генератора вместе с ротором
Предупреждение
Соблюдайте
осторожность, чтобы не потерять стопорную пружину, которая расположена
у заднего подшипника. 4
Закрепите ротор в тисках и
отверните гайку, затем снимите шкив, ротор и переднюю крышку.
5. При необходимости, используя
съемник, снимите передний подшипник с вала генератора.
6. Съемником, снимите задний
подшипник с вала генератора.
7. Выверните гайку на клемме В и
снимите изолирующие втулки.
8. Выверните пять винтов, и снимите
выпрямитель и щеткодержатель.
9. Разделите заднюю крышку и
статор.
10. Паяльником отпаяйте выпрямитель
и провода, затем снимите регулятор напряжения.
Предупреждение
Отпаивание
проводите в течение не более 5 с, так как в противном случае может
быть поврежден регулятор напряжения.
11. Заменить щетки. Отпаяйте
плетеный провод и снимите щетку.
Проверка ротора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Омметром измерьте сопротивление
между контактными кольцами. Если сопротивление отличается от требуемого,
замените ротор.Сопротивление: 3,5–4,5 Ом
|
|
2. Омметром проверьте проводимость
между контактным кольцом и якорем ротора. При наличии проводимости,
замените ротор. |
3. Если поверхность контактного
кольца имеет шероховатость или следы износа, зачистите ее наждачной
бумагой. |
|
Проверка статора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Омметром проверьте проводимость
между проводами катушки статора. |
|
2. При отсутствии проводимости,
замените статор. |
|
3. Омметром проверьте проводимость
между катушками статора. |
4. При наличии проводимости, замените
статор. |
|
Проверка блока выпрямителя
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Омметром проверьте проводимость
между выводами каждого диода. |
|
|
Отрицательный (черный)
|
Положительный (красный)
|
Проводимость
|
Е
|
Pn, Р1, Р2, Р3
|
О
|
В
|
Pn, Р1, Р2, Р3
|
Х
|
Т
|
Pn, Р1, Р2, Р3
|
Х
|
Pn, Р1, Р2, Р3
|
E
|
Х
|
B
|
О
|
Pn, Р2, Р3,
|
T
|
О
|
Pn
|
T
|
Х
|
|
2. При необходимости, замените
блок выпрямителя. |
|
Проверка и замена щеток
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Если щетки изношены до предельно
допустимой длины, замените их. Номинальная длина: 21,5 мм
Предельно допустимая длина: 8,0 мм |
|
2. Измерьте усилие сжатия пружины.
Усилие пружины измеряйте при выступании щетки на 2 мм. При необходимости,
замените пружину. Номинальное усилие: 3,1–4,1 Н
Предельно допустимое усилие: 1,6–2,4 Н |
|
Проверка подшипников
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверьте подшипник на плавность
вращения, отсутствие заеданий и шума при вращении, а также люфта. |
|
2. При наличии любых дефектов,
замените подшипник. |
|
Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Установите щетки и припаяйте
плетеный провод так, чтобы линия предельного износа щетки выступала
на 2–3 мм из держателя щеток. |
|
2. Спаяйте регулятор напряжения
с выпрямителем и обмотками статора. |
Предупреждение
Пайку проводите
в течение не более 5 с, так как в противном случае может быть поврежден
регулятор напряжения.
|
3. Соберите заднюю крышку и статор. |
4. Вверните винты крепления выпрямителя
и щеткодержателя.Момент затяжки: 2,0–5,4 Н•м
|
|
6. Установите задний подшипник
и закрепите стопорной пружиной. |
|
7. Установите передний подшипник
генератора. Для установки подшипника желательно использовать ручной
пресс с оправкой, диаметр которой соответствует диаметру наружного
кольца подшипника. |
|
8. Закрепите ротор в тисках,
установите на него переднюю крышку и шкив. Закрепите шкив гайкой. Момент затяжки: 59–98 Н•м
|
|
9. Установите заднюю крышку генератора
и закрепите четырьмя винтами.Момент затяжки: 2,9–6,4 Н•м
|
|