12.3. Антиблокировочная система тормозов (ABS)
Эффективность торможения наибольшая, когда сцепление шины с поверхностью дороги максимальное. В процессе торможения шина скользит по поверхности, и скорость вращения колеса становится меньше скорости автомобиля.
Рис. 11.1. Расположение элементов антиблокировочной системы тормозов на автомобилях до 2001 года: 1, 11 – роторы датчиков частоты вращения переднего колеса; 2 – диагностический разъем; 3 – модулятор давления; 4 – электронный контрольный блок АBS; 5 – реле АBS; 6 – датчик замедления; 7 – контрольная лампа АBS; 8 – задние датчики частоты вращения задних колес; 9 – роторы датчиков частоты вращения задних колес; 10,12 – датчики частоты вращения переднего колеса |
Рис. 11.2. Расположение элементов антиблокировочной системы тормозов на автомобилях выпуска с 2001 года: 1,3, 5, 7 – датчики частоты вращения колеса; 2 – диагностический разъем; 4 – модулятор давления; 6 – датчик замедления |
Антиблокировочная система (рис. 11.1, 11.2) ограничивает давление, создаваемое в гидравлическом приводе тормозов, так, чтобы величина скольжения удерживалась около оптимальной. Действие этой системы немедленное и независимое для каждого колеса. Система немедленно отвечает на каждое изменение коэффициента сцепления поверхности и загрузки автомобиля.
Антиблокировочная система препятствует блокировке колес при резком торможении, благодаря чему сохраняется управляемость автомобиля, даже при плохом сцеплении с дорожным покрытием при дожде и снеге. Сила сцепления между колесами и дорогой больше, когда при торможении колеса продолжают вращаться. Датчики частоты вращения, по одному на каждом колесе, измеряют скорость вращения колес. По сигналам от датчиков частоты вращения электронный блок управления вычисляет среднюю скорость, примерно соответствующую скорости движения автомобиля. Сравнивая скорость вращения каждого отдельного колеса со средней вычисленной скоростью, электронный блок определяет состояние проскальзывания каждого колеса и устанавливает, какое колесо находится в предблокировочном состоянии.
Когда какой-либо из четырех датчиков частоты вращения передаст сигнал о блокировке соответствующего колеса, электронный блок управления немедленно выдает сигнал закрытия к соответствующему впускному электромагнитному клапану, который перекрывает подачу тормозной жидкости через трубопровод к тормозу колеса, и сила торможения остается постоянной. Если скольжение продолжается, то открывается выпускной клапан, и давление в гидравлической системе данного тормоза уменьшается — колесо не тормозится. Излишек тормозной жидкости возвращается в бачок. Как только колесо снова начнет вращаться, впускной клапан открывается, а выпускной клапан закрывается. Давление в контуре возрастает, и колесо снова начинает тормозиться.
Такой цикл торможения и свободного вращения колеса при торможении проходит несколько раз за секунду и повторяется отдельно для каждого колеса до тех пор, пока не будет отпущена педаль тормоза или до уменьшения скорости автомобиля до 2–3 км/ч.
Система аварийного отключения обеспечивает отключение АBS при любой неисправности или при низком напряжении в бортовой сети автомобиля (ниже 10 В). Неисправность АBS не оказывает влияния на работу тормозов, они функционируют так же, как если бы этой системы не было в автомобиле.