Регламент обслуживания 3Y 2 л/88 л. с
Карбюраторный атмосферный двигатель 3Y обслуживается в следующие сроки:
- рекомендовано заменять цепь ГРМ после прохождения 100 000 км вместе со звездочками и успокоителем;
- изготовителем предписана прочистка вентиляции внутри картера каждые 2 года;
- производитель рекомендует замену моторного масла и фильтра масляного через 10000 км;
- фильтр топливный нужно обновлять после 80 000 пробега;
- согласно рекомендациям производителя подлежит фильтр воздушный замене через 40 000 пробега;
- по мануалу завода изготовителя антифриз меняют после 60000 км;
- у свечей зажигания движков эксплуатационный ресурс составляет 80 000 пробега.
Самым сложным считается обслуживание моторов 3Y в минивэнах, поскольку силовой привод находится под креслом водителя и переднего пассажира внутри салона
Особенности конструкции
Внутри серии Y, являющейся гибридом семейств T и R, двигатель 3Y имеет средний объем цилиндров 2,0 л. В него вошли следующие технические решения:
- чугунный блок с рядным расположением 4 цилиндров;
- головка блока цилиндров из алюминиевого сплава;
- расположенные сверху клапаны приводятся в действие толкателями и коромыслами от нижнего распредвала по морально устаревшей уже на тот момент схеме OHV 8V;
- объемы цилиндров увеличены за счет изменения диаметра цилиндров, мотор считается «квадратным»;
- крутящий момент передается с коленвала на распредвал короткой цепью с натяжителем;
- тепловой зазор клапанов регулируется автоматически гидрокомпенсаторами, для чего система смазки отдает часть масла в этот узел;
- навесное оборудование имеет очень сложную конструкцию, в частности к карбюратору подходят трубки вакуумных датчиков и пневматических систем;
- масляный фильтр накручивается на патрубок сверху во избежание протечки смазки внутри него использован обратный клапан.
Цепной привод ГРМ атмосферного карбюраторного рядного двигателя 3Y
Конструкция карбюратора для 2 л двигателя серии Y производителя Toyota очень сложная
Описание двигателя 2Y
Контрактный двигатель 2Y покупается до сих пор. Несмотря на архаичное устройство, его надёжность привлекает многих любителей
Моторная установка 2Y пришла на смену 1Y. При смене генерации поменялось многое, но неудачным, по мнению специалистов, осталось решение оставить карбюратор. Кроме того, владельцев нового двигателя не удовлетворяла устаревшая система привода клапана. Он подключался через толкатели, которые было крайне сложно регулировать и сохранять настройки в процессе эксплуатации автомобиля.
Несмотря на распространение моторов серии Y в дальнейшем, 2Y до сих пор считается редким экземпляром. Он работает через архаичный препроитарный бензонасос, который отдельно не продаётся. Сложной конструкции и остальные узлы. Например, распределитель зажигания включает несколько элементов. Внутри него и датчик Холла, и катушка, и прерыватель. Заменить одну из комплектующих, если она вышла из строя, дорого и практически невозможно. Гораздо легче найти трамблёр в сборе на раскулачках, но и в этом случае придётся выложить крупную сумму денег.
https://youtube.com/watch?v=GsgPHfmzvbk
https://youtube.com/watch?v=GsgPHfmzvbk
Архаичный мотор чем-то напоминает силовой агрегат от ГАЗ-21, но только вместо шестерёнок для распредвала здесь короткая цепь. Это ничего не дало, кроме лишнего шума. Конструктивно такая схема расположения распределительного вала крайне неудобна, так как двигатель имеет большое число промежуточных передаточных звеньев, что усложняет регулировку и повышает гул от работы ДВС. Это и есть самый большой недостаток всех 2Y — громкий шум. В некотором смысле это объясняет, почему изначально моторы серии были предназначены для установки на коммерческие авто — здесь повышенная шумность не является недостатком.
Другие особенности:
- До смешного оригинально установлен маслофильтр. Он стоит вверх дном. При каждой замене лубриканта ДВС загрязняется обработкой. В новый фильтр для 2Y масло не заливается — нет места — несколько секунд масляного голодания ему обеспечены;
- Карбюратор — очень сложный, мудреной конструкции. Настраивать его умеет не каждый, для этого следует заранее изучить целые тома книг. В РФ такие карбы не регулировали, пытались сразу выбросить, заменив на более совершенный — например, от «восьмёрки» подходил.
Сложный карбюратор двигателя 2Y изобилует множеством различных трубок. Демонтируя его, рекомендуется маркировать шланги, чтобы ничего не перепутать
Обзор неисправностей 2Y, способы ремонта
Цепной двигатель, древний как мир, устроен очень оригинально. Соответственно, и неисправностей у него немало, особенно классических для всех автомобильных моторов. Рассмотрим самые распространённые.
Жор масла
Одна из первых проблем, наступающих после среднего/длинного пробега машины (60-100 тыс. км). Главная причина этого прокладки ПКК, которые быстро изнашиваются, а также обратка на карбюратор, нуждающаяся в прочистке. Уплотнители лучше ставить на крышку, залитую до этого ВД-40. Это делается специально, чтобы прочистились все каналы.
Если это не поможет, то жор масла уже свидетельствует о проблемах с мсл колпачками. Искать новые придётся очень долго, хотя в Москве их легко найти по стоимости 200 рублей за комплект. Однако заменить будет не с руки, так как клапаны на этом двигателе короткие, обычные методы поднятия цилиндров не срабатывают. Надо обеспечить подпорку снизу или демонтировать ГБЦ. После этого тщательно очистить пространство от кокса — на старых моторах сажа собирается в больших количествах. Одновременно надо заменить и прокладку ГБЦ — стоит около 700 рублей.
Маслосъёмные колпачки или мсл колпачки надо заменить, как только наблюдается повышенный расход масла
Другие проблемы
Рассмотрим их:
- В первую очередь на 2Y надо проверить прокладку карбюратора. Именно отсюда чаще всего пропускает воздух, что влияет на стабильную работу двигателя. Герметизация в этом узле автомобиля крайне важна, поэтому надо срочно заменить уплотнитель;
- Поломка генератора;
- Неполадки в системе зажигания. Виною становятся не только свечи зажигания, но и высоковольтная проводка (она быстро пробивается во влажном климате);
- Блок шкива может открутиться по непонятной причине. Приводные ремни не дадут ему улететь, но постоянный шум от этой неполадки будет напрягать. К тому же, разобьётся шпон и паз;
- Сам по себе откручивается и впускной коллектор. Это можно сразу определить, если на ХХ двигатель увеличивает обороты после смачивания креплений ВК бензином. Повышаются обороты из-за подсоса воздуха, проникающего через щель между ВК и двигателем.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Обрыв цепи ГРМ привода мотор 3Y переносит без неприятных последствий, то есть не гнет клапана. Однако имеются следующие характерные поломки:
Протечки масла | забит сапун | прочистка сапуна |
Расход масла увеличился до 1,5 – 2 л/1000 км | износ поршней, колец и цилиндров | замена деталей ШПГ |
Сбой режимов холостого хода | подсос воздуха из-за ослабления крепежа впускного коллектора | протяжка или замена болтов |
Посторонний шум | открутился блок шкивов, разбита шпонка и паз под нее | замена шпонки, протяжка соединения |
Ремонт мотора 3Y можно произвести собственными силами при наличии грузоподъемного механизма и мануала
Обходится капремонт в среднем в 15 – 20 тысяч рублей при выполнении его своими руками без обращения в СТО.
Варианты тюнинга мотора
Из-за особенностей конструкции и наличия модификаций с инжектором, ГБО двигатель 3Y практически никогда не модернизируют:
- атмосферный тюнинг обходится очень дорого, мощность и крутящий момент увеличиваются незначительно;
- тюнинг путем установки нагнетателя в принципе возможен, но готовых кит-комплектов не существует, придется все детали и агрегаты просчитывать и подбирать самостоятельно.
Движок 3Y изначально не предназначен для тюнинга, так как использованные в нем технические решения нельзя считать удачными
По этой причине используют не тюнинг, а свап (замена движка), что стоит гораздо дороже, но приносит ощутимое увеличение характеристик. Например, на пикапы в кузове YN-107 вместо 3Y ставят движок 1KZ либо 5VZ.
Таким образом, атмосферный карбюраторный рядный мотор 3Y с 4 цилиндрами объемом 2,0 л считается не самым удачным силовым приводом для минивэнов, пикапов и тяжелых седанов Mark II производителя Toyota. Зато модификации ДВС с инжектором и ГБО менее затратны в эксплуатации и проще в обслуживании, ремонте.
Технические характеристики 3Y 2 л/88 л. с.
Проектировщики использовали в двигателе не самые удачные технические решения для обеспечения заявленных характеристик:
- морально устаревшая схема газораспределения OHV с верхними клапанами, нижним распредвалом;
- вместо традиционного для схемы OHV шестеренчатого привода здесь установлена короткая цепь с успокоителем;
- схема двигателя соответствует классической рядной четверке с взаимно компенсирующимися горизонтальными нагрузками;
- обратная установка масляного фильтра, при которой в момент установки/демонтажа смазка из него вытекает непосредственно на мотор;
- балансировочный вал отсутствует, вибрации ничем не компенсируются;
- руководство автопроизводителя Toyota заложило в ДВС очень сложную конструкцию карбюратора, бензонасоса и трамблера.
Механизм газораспределения Toyota с нижним распредвалом, верхними клапанами и цепным приводом
Важной особенностью является отсутствие соударения поршня/клапана при обрыве ременного привода. Другими словами, мотор 3Y не гнет клапана, благодаря гидрокомпенсаторам регулирует тепловые клапанные зазоры самостоятельно
В нижней таблице собраны актуальные для владельца технические характеристики 3Y:
Изготовитель | Toyota |
Марка ДВС | 3Y |
Годы производства | 1982 – 1998 |
Объем | 1998 см3 (2,0 л) |
Мощность | 65 кВт (88 л. с.) |
Момент крутящий | 155 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 146 кг |
Степень сжатия | 8,8 |
Питание | карбюратор/инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | 8 кулачков |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 86 мм |
Поршни | алюминиевые |
Коленвал | полнопротивовесный |
Ход поршня | 86 мм |
Горючее | АИ-92/95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 10 л/100 км
смешанный цикл 12 л/100 км город – 14 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,6 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W40, 0W40, 10W40, 20W50 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть, Mobil, Motul, Mannol |
Масло для 3Y по составу | синтетика, полусинтетика, минеральное |
Объем масла моторного | 3,8 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км
реальный 400000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 9 л |
Помпа | T-186, GWT-91A |
Свечи на 3Y | Beru Z8, UXT2, UXT79P, UX79, Bosch 0242229656, Brisk 1322, Denso W16EXR-U |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Цепь ГРМ | 13506-73010 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Ashika 20-02-219, AMC TA-1163, Alco MD-9826 |
Масляный фильтр | Blue Print ADT32102, Japko 10200, Filtron OP581 |
Маховик | с посадочным диаметром сцепления 224 мм либо 236 мм |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze, впускные светлые
выпускные темные |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм
маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90° |
Перечень модификаций ДВС
Для того, чтобы изменить (улучшить) характеристики двигателя объемом 2 л, были реализованы несколько модификаций:
- 3Y-C – версия встречается редко, для повышения норм Евро здесь установлен аналог каталитического нейтрализатора, что привело к снижению мощности на 3 л. с.;
- 3Y-E – первая модернизация движка в линейке с электронным впрыском, мощность повышена до 97 л.с., крутящий момент до 160 Нм, ДВС избавился от некоторых недостатков Y серии;
- 3Y-EU – движок не переносит содержание свинца в топливе, зато стал более экологичным (Евро-4), мощным (115 л. с.), повысился крутящий момент (180 Нм);
- 3Y-P – предустановленно ГБО, крутящий момент 147 Нм, мощность 79 л. с;
- 3Y-PU – тоже работает на смеси пропан-бутана, но характеристики увеличены до 90 л. с. и 157 Нм;
- 3Y-PE – ГБО рассчитано под автомобиль Crown, добавлено навесное оборудование для многоточечной системы впрыска EFI.
Модификация 3Y-PU с газовым оборудованием
Модификация 3Y-C использовалась в Toyota Townace Van30 серии YR39 и LiteAce XTRA Track Wagon YM40. Версия 3Y-E применялась в австралийских Daihatsu Rocky, японских Toyota Hilux и Mark II пятого поколения YX78V. Вариант 3Y-EU монтировался в автомобили Daihatsu Delta Wagon YB21G, микроавтобусы MasterAce Surf/TownAce Wagon и внедорожники 4Runner/Hilux Surf.