3.4.5. Система зажигания
Типовая система зажигания рассматриваемых автомобилей
1. Датчик вращения распредвала 2. Датчик вращения коленвала 3. Остальные датчики |
4. От батареи 5. Катушка зажигания 6. Свеча |
Рассматриваемые автомобили оборудованы системой зажигания без распределителя
(т. н. DIS-системой), в которой одна катушка приходится на два цилиндра.
В DIS-системе используется двухискровое зажигание. Искра появляется одновременно
в двух цилиндрах, поршень одного совершает такт сжатия, а другого – такт выпуска.
Причем, в первом из этих цилиндров мощность искрового разряда намного превышает
мощность разряда во втором, в котором искра используется только для дожигания
остатков несгоревшей горючей смеси. На двигателях V6 искра создается в парах
цилиндров 1–4, 2–5, 3–6, а в 4-цилиндровых – 1–4 и 3–2.
В состав DIS-системы зажигания входят датчики вращения распредвала и коленвала,
процессор (PCM-модуль), катушки и электронный модуль. Процессор формирует опознавательные
сигналы для каждого цилиндра, которые запускают электронный модуль, коммутирующий
катушки зажигания. Процессорный блок автоматически регулирует момент зажигания
в ответ на сигналы, поступающие от различных датчиков автомобиля. Электронный
модуль распределяет сигналы по соответствующим катушкам и задает время задержки
до коммутации катушки в соответствии с током в первичной цепи.
На двигателях V6 свечи левой головки цилиндров вставляются непосредственно
в разъемы на катушках, а свечи правой головки цилиндров соединяются с катушками
проводами. На 4-цилиндровых двигателях катушки смонтированы рядом с головкой
цилиндров, свечи соединяются с катушками проводами. Электронный модуль смонтирован
на двигателях V6 рядом с главным цилиндром тормозов, под монтажным блоком реле,
на 4-цилиндровых двигателях модуль неразборным образом встроен в кожух катушек
и меняется совместно с ними.
Предупреждение
При отказе пуска двигателя
не оставляйте зажигание включенным на время большее 10 минут.
Не допускайте касания выводов катушки зажигания с массой.
Запрещается отключать батарею от массы на работающем двигателе.
Постоянно следите за тем, чтобы блок электронного зажигания был надежно соединен
с массой.
Проверка
Если двигатель не запускается, а стартер вращает коленвал, то отсоедините провод от свечи левого цилиндра и соедините с испытательным разрядником. Разрядник должен быть специально предназначен для проверки DIS-системы. |
Запустите двигатель и проверьте наличие искры.
Если искра наблюдается, то выверните свечи и проверьте их состояние.
Предупреждение
На двигателе V6 для проверки
подключайтесь к проводам, ведущим к задней головке цилиндров.
Для проверки напряжения на катушке на 4-цилиндровом двигателе отсоедините разъем, включите зажигание и присоедините вольтметр к выводу 1 разъема (проверка выполняется на неработающем двигателе). |
Для проверки напряжения на катушке на двигателе V6 отсоедините разъем, включите зажигание и присоедините вольтметр к выводу 1 разъема (проверка выполняется на неработающем двигателе). |
Проверьте датчики вращения валов (см. подраздел ,
подраздел ).
Проверьте на катушках сигнал от процессора (на 4-цилиндровом двигателе) или
от электронного блока (на двигателе V6).
Для этого на 4-цилиндровом двигателе проверьте наличие напряжения 5 В на выводе 3 разъема катушки при включенном зажигании. |
Проверьте также наличие флуктуирующего напряжения 0,1–4,0 В на выводе 2 разъема
(для этого помощник должен включить стартер). Если на разъемах катушек напряжение
не соответствует этим нормам, то замените или отремонтируйте процессорный блок,
в противном случае 5 замените катушку с электронным блоком.
На 6-цилиндровом двигателе наличие сигнала проверяется подключением светодиода на 12 В на выводе 2 разъема, который должен мигать при включении стартера. Если мигание отсутствует, то проверьте электронный блок зажигания (см. ). |
Катушка зажигания на Камри 40, оригинал и аналоги (цена, артикулы)
Цена на оригинальные катушки зажигания будут варьироваться в пределах от 4 до 5 тысяч рублей. Эти запчасти обозначаются, как Toyota 90919-02244. Кроме того, производитель рекомендует использовать детали Toyota 90919-02243 или Toyota 90919-02266, когда найти оригинальную запчасть невозможно.
Катушка под артикулом ADT314111 от британской компании Blue Print обойдется в пределах 2200-2500 рублей. Есть еще другие варианты, но как показывает практика во многих аналоговых запчастях, присутствует расхождение в размерах диаметра наконечника свечи зажигания
Поэтому при заказе следует обратить внимание на эти параметры при заказе
Проверка катушки
Диагностировать наличие неисправности у каждой катушки зажигания по вспышкам индикатора Check Engine:
- 14 – для катушки №1 (P1300);
- 15 — №2 (P1305);
- 15 — №3 (P1310);
- 14 — №4 (P1315).
Замеры следует проводить на разъеме DLC, который находится под капотом, Делают при при замкнутых выводах «TE1»-«E1». Еще один вариант использование разъема DLC3, расположенного под приборной панелью. В этом случае замыкают выводы «TC»-«CG», а замер производят при включенном зажигании.
Точные показатели можно снять, используя контрольные значения сопротивление и напряжения в сети.
Значение показателей можно увидеть в таблице.
1. Номинальное значение сопротивления при проверке на обрыв | ||
Условия | Контакты для подключения | |
менее 1 Ома | GND (C 11-4) | |
менее 1 Ома | GND (C 12-4) | |
менее 1 Ома | GND (C 13-4) | масса |
менее 1 Ома | GND (C 14-4) | |
менее 1 Ома | IGF (C11-2) | |
менее 1 Ома | IGF (C12-2) | IGF (C24-81) |
менее 1 Ома | IGF (C13-2) | |
менее 1 Ома | IGF (C14-2) | |
менее 1 Ома | IGF (C11-3) | IGF (C24-85) |
менее 1 Ома | IGF (C12-3) | IGF (C24-84) |
менее 1 Ома | IGF (C13-3) | IGF (C24-83) |
менее 1 Ома | IGF (C14-3) | IGF (C24-82) |
2. Номинальное значение сопротивления при коротком замыкании | ||
Условия | Контакты для подключения | |
от 10 кОм | IGF (C11-2) | |
от 10 кОм | IGF (C12-2) | |
от 10 кОм | IGF (C13-2) | |
от 10 кОм | IGF (C14-2) | |
от 10 кОм | IGF (C11-3) | |
от 10 кОм | IGF (C12-3) | |
от 10 кОм | IGF (C13-3) | масса |
от 10 кОм | IGF (C14-3) | |
от 10 кОм | IGF (C24-85) | |
от 10 кОм | IGF (C24-84) | |
от 10 кОм | IGF (C24-83) | |
от 10 кОм | IGF (C24-82) | |
от 10 кОм | IGF (C24-81) | |
3. Номинальное напряжение | ||
Условия | Контакты для подключения | |
9-14 В | +В (C 11-4) | GND (C 11-4) |
9-14 В | +В (C 12-4) | GND (C 12-4) |
9-14 В | +В (C 13-4) | GND (C 13-4) |
9-14 В | +В (C 14-4) | GND (C 14-4) |
Особенности катушки зажигания на Тойоте Камри
Тойота Камри выпускалась с двигателями 3.5 AT (277 л.с.) и 2.4 AT (167 л.с.). В подобных моторах используются несколько индивидуальных катушек или DIS-система зажигания. В этой схеме для каждого цилиндра предусмотрена своя катушка Камри 40. Генерация высокого напряжения происходит во вторичной обмотке катушки, которая идет к свече зажигания.
Затем, сама искра поступает от центрального электрода к боковому. Электронный блок управления (ЭБУ) моделирует опережение зажигания и переводит сигналы к каждому цилиндру. Подобные сигналы закрывают или открывают силовой транзистор, который необходим для регулировки тока, который создается в первичной обмотке.
Таким образом, если ток в первичной обмотке отключен, во вторичной возникает высокое напряжение. Этот высокий разряд подается на свечу, что приводит к возникновению искры внутри цилиндров. В тот момент, когда с помощью электронного блока управления обесточивается первичная обмотка, усилитель посылает сигнал, что зажигание произошло для всех цилиндров.
Схематично принцип работы катушек зажигания можно увидеть на рисунке.