Как устроен
Конструкция современных салонных фильтров недалеко ушла от первых моделей. По сути, фильтр представляет собой пластиковую раму прямоугольной либо любой другой формы. Внутри рамы размещаются целлюлозные фильтрующие элементы, выполненные в виде горизонтальных пластин, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Поток воздуха, проходя сквозь них, очищается от загрязнений и направляется внутрь климатической системы.
Фактически, салонный фильтр по своему конструктиву очень близок к воздушному фильтру, располагающемуся перед впускным трактом. Такое сходство вполне обусловлено одинаковым назначением – очисткой воздуха.
При этом сам фильтр также располагается в пластиковом кожухе, который выполняет функцию внешнего корпуса. Именно через его отверстия к фильтру и подается воздушный поток.
Можно ли мыть салонный фильтр автомобиля
Среди автолюбителей часто возникает вопрос о том, можно ли мыть салонный фильтр автомобиля и повторно его использовать? Ведь очень часто, доставая элемент из корпуса, бывает заметно, что он имеет относительно немного загрязнений.
Тем не менее, как показывает практика, глазу видны лишь наиболее крупные загрязняющие элементы, как то пыльца, листва деревьев, пыль, песок и прочие. На деле же в фильтрующих элементах задерживается большое число микроскопических частиц, которые и составляют основную часть загрязнения.
Вымыть их из фильтра практически невозможно, и полноценно восстановить характеристики фильтра подобной процедурой не удастся. Кроме того, процедура мытья категорически противопоказана угольным фильтрам, поскольку вместе с грязью из фильтрующих элементов будет удаляться и угольная пыль – основная «рабочая среда», в которой происходит очистка воздушного потока от загрязнений.
Впрочем, для фильтров на основе целлюлозы мойка также противопоказана, поскольку многие элементы имеют в своем составе пропитку либо антибактериальные присадки, которые также будут удалены. Кроме того, воздействие влаги вызовет деформацию элементов фильтра, и они не будут полноценно выполнять свои фильтрующие функции.
Как вывод – мыть салонный фильтр крайне нежелательно. Тем более, что цена новых фильтров невелика, а замена не вызывает никаких трудностей даже у человека, далекого от навыков автомобильного ремонта.
Выбор салонного фильтра
Фильтр салона в Киа Рио на протяжении жизни этой модели претерпел несколько изменений. Если говорить о моделях для российского рынка, основанных на версии для Китая и потому отличающихся от автомобилей для Европы, то артикул заводского фильтра следующий:
- До рестайлинга в 2012 году автомобили оснащались примитивным фильтром грубых частиц под каталожным номером 97133-0С000. Так как он не предполагает замены, а только вытряхивание накопленного мусора, меняют его только на полноценно фильтрующий неоригинал – MANN CU1828, MAHLE LA109, VALEO 698681, TSN 9.7.117.
- После 2012 года устанавливался только бумажный фильтр под номером 97133-4L000. Его аналоги – TSN 9.7.871, Filtron K1329, MANN CU21008.
Как подобрать салонный фильтр по марке автомобиля и по размерам
Прежде чем устанавливать в автомобиль салонный фильтр, следует точно узнать, используется ли он на конкретной модели автомобиля. Сделать это нетрудно, обратившись к технической документации на авто.
Стоит помнить, что очень часто, особенно в бюджетных комплектациях, автопроизводители салонный фильтр не устанавливают, однако в автомобиле при этом имеется место и крепления для его монтажа. Подобная схема, например, используется в автомобилях Chevrolet Lanos (Zaz Chance) и некоторых бюджетных комплектациях Ford Focus. Также нередки случаи, когда салонный фильтр не устанавливался на заводе в некоторые версии отечественной Лада Калина и Лада Приора.
В таком случае выполнить установку салонного фильтра очень просто – достаточно приобрести фильтр, имеющийся в перечне расходных материалов для дорогих комплектаций и установить в заранее предусмотренное место.
Видео — замена салонного фильтра на ВАЗ 2110, 2111 и 2112:
Вообще подбор салонного фильтра по марке автомобиля и размерам следует осуществлять согласно рекомендациям завода-изготовителя автомобиля. Связано это с тем, что фильтры для автомобилей разных марок не унифицированы друг с другом, и при покупке иного элемента могут возникнуть сложности с его установкой.
Информацию о типе фильтра можно получить в каталоге запасных частей к автомобилю с конкретным типом силового агрегата. Сделать это можно как непосредственно в магазине автозапчастей (у продавцов всегда имеются подобные каталоги), так и посредством поиска в сети Интернет, используя VIN-код автомобиля.
Гораздо сложнее, если конструкция того или иного автомобиля изначально не предусматривала установки салонного фильтра, как например, в большинстве старых ВАЗовских моделей. В данном случае многие автомобилисты, желающие установить салонный фильтр самостоятельно, подбирают близкий по размерам фильтрующий элемент и своими руками дорабатывают воздухозаборник «печки», куда его и монтируют.
Подобная операция достаточно сложна и требует наличия соответствующих навыков и инструментария. При этом подобная доработка на автомобиле, имеющем заводскую гарантию, может привести к тому, что дилер может отказаться от гарантийных обязательств, о чем обязательно следует помнить.
Инструкция по замене салонного фильтра на Kia Rio
Замена салонного фильтра своими руками может быть выполнена за несколько минут, на послерестайлинговых автомобилях даже не потребуется никакой инструмент. На машинах до 2012 года потребуется тонкая отвертка.
Сначала освободим бардачок: для того, чтобы получить доступ к отсеку салонного фильтра, придется отсоединить упоры-ограничители, чтобы максимально выдвинуть бардачок вниз.
На дорестайлинговых автомобилях ограничители снимаются после того, как они поддеты отверткой. Освободив защелку, сдвигаем вниз каждый ограничитель и вытаскиваем его наружу. Главное – не зацепиться резиновым отбойником за край пластикового окошка.
После рестайлинга все стало еще проще – ограничитель поворачивается за головку и вытаскивается на себя.
Откинув бардачок вниз, выводим его нижние крючья из зацепления с окнами в нижней части панели, после чего откладываем бардачок в сторону. Через освободившееся пространство можно легко получить доступ к крышке салонного фильтра – надавив на фиксаторы по бокам, снимаем крышку и вытаскиваем фильтр на себя.
При установке нового фильтра стрелка-указатель на его боковой стенке должна быть направлена вниз.
Однако же на автомобилях с кондиционером замена фильтра не всегда избавляет от неприятного запаха. Особенно это актуально для владельцев автомобилей, где изначально стоял только фильтр грубой очистки – забиваясь мелкими волокнами тополиного пуха, пыльцой, испаритель кондиционера начинает во влажном климате загнивать.
Чтобы обработать его аэрозольным антисептиком, гибкую насадку баллона заводят через дренаж кондиционера – его трубка располагается в ногах пассажира.
Распылив в нее средство, подставляем под трубку емкость подходящего объема, чтобы вытекающая вместе с грязью пена не испачкала салон. Когда жидкость перестанет обильно вытекать, можно вернуть трубку на штатное место, остатки жидкости постепенно вытекут уже под капот.
Видео замены воздушного фильтра на Рено Дастер
Как часто нужно производить замену?
Как и на большинстве современных автомобилей, замена салонного фильтра Киа Рио третьего поколения, то точнее говоря – послерестайлинговые 2012-2014 годов и Rio New 2015-2016 годов, предписывается на каждом ТО, то есть каждые 15 тысяч километров пробега.
В реальности же срок службы чаще всего ощутимо сокращается:
- Летом многие владельцы Рио c установленным кондиционером предпочитают ездить по грунтовкам с закрытыми окнами, чтобы избежать запыления салона. При этом через салонный фильтр прокачивается большой объем насыщенного пылью воздуха, и он может ощутимо забиться уже на 7-8 тысячах.
- Весна и осень – время влажного воздуха, когда вырастает вероятность развития гниения – даже еще не сильно забитый фильтр придется выкинуть, избавляясь от затхлого воздуха в салоне. Именно поэтому, кстати, лучше всего приурочить смену фильтра именно к этому сезону.
- Промышленные районы и городские пробки активно насыщают шторку фильтра микрочастицами сажи, быстро снижающими ее пропускную способность. В подобных условиях оптимальнее всего использовать угольные фильтры – классические бумажные либо быстро забиваются, либо при установке дешевого неоригинала просто не могут удержать частицы такого размера, пропуская их в салон. Поэтому, если Ваш салонный фильтр в таких условиях выдерживает более 8 тысяч, стоит подумать о выборе другой марки.
Если же говорить об автомобилях до 2012 года, то они оснащались лишь фильтром грубой очистки, удерживающим листья, но не задерживающим пыль практически никак. Его достаточно время от времени вытряхивать, но лучше сразу поменять на полноценный фильтр.
Выводы
Таким образом, рассмотрев назначение салонного фильтра и аспекты его замены на автомобилях наиболее популярных марок, мы пришли к выводу, что данная процедура может быть осуществлена своими силами человеком, даже не имеющим большого опыта в ремонте. Для ее проведения не потребуется специального инструмента, и достаточно лишь знать место размещения фильтрующего элемента, а также последовательность действий при замене.
При этом своевременная замена салонного фильтра позволит избежать не только ухудшения качества воздуха в салоне, но и появления в системе вентиляции болезнетворных бактерий.
Напоследок стоит сказать о выборе самого салонного фильтра. Выбирая новый элемент, имеет смысл отдавать предпочтение детали, рекомендованной производителем и поставляемой официально. Китайские аналоги далеко не всегда отличаются высоким качеством, а доступная цена «оригинала» не делает его покупку обременительной в финансовом плане.
Кроме того, при наличии выбора имеет смысл приобретать угольные фильтры, которые отличаются лучшими фильтрующими свойствами. Незначительная разница в стоимости с лихвой компенсируется их потребительскими характеристиками.
Учитывая все вышеозначенные нюансы, вы легко сможете сделать правильный выбор, а также произвести все рабочие процедуры с минимальными затратами времени и сил.
Видео — замена салонного фильтра Ниссан Х Трейл (Nissan X-Trail):