Поддержание корректной температуры двигателя залог продолжительной работы без перегрузки. Невыполнение этого требования становится причиной повреждения цилиндро-поршневой группы. Двигатель заклинивает, проворачивание коленчатого вала становится невозможным. Автомобили «Газель» оснащены двигателями ЗМЗ 402, 405 и 406. Система охлаждения каждого работает по похожему принципу. Отличия, естественно, есть, но небольшие.
Радиатор
Задача радиатора поступление горящей охлаждающей жидкости с вводного контура для охлаждения под потоком встречного воздуха. На автомобилях «Газель» присутствует алюминиевый радиатор с трубками, расположенными в 3 ряда.
Он оснащен контурами для входа и выхода охлаждающей жидкости. В первую попадает ОЖ из двигателя, температуру которой надо понизить. После завершения процесса она попадает во второй патрубок, ведущий к термостату. В зависимости от показателей температуры, далее ОЖ проходит по малому или большому контуру (напрямую в двигатель или в печку, а потом в мотор).
Электрический радиатор
Летом, когда встречного потока воздуха недостаточно для нормализации температуры тосола, дополнительно активируется электрический вентилятор. Срабатывание происходит в автоматическом режиме при достижении температуры 105 градусов. Термодатчик, установленный в автомобиле, регистрирует падение показателей, что приводит к самостоятельному отключению.
В новых поколениях «Газели» за активацию отвечает не только температурный датчик. Процедуру дополнительно регулирует электронный блок управления.
Термостат
Система охлаждения автомобиля «Газель» состоит из двух контуров большого и малого. В случае закрытия термостата циркуляция жидкости происходит через малый круг, минуя радиатор.
Цель установки термостата сводится к быстрому прогреву мотора в зимний период. Когда ОЖ доведется до 65-70 градусов, клапан подачи, установленный внутри термостата, заведет жидкость на большой круг. Попадая уже в радиатор, тосол не сможет перегреться.
Датчик температуры
В автомобилях «Газель» датчик температуры выступает единственным элементом системы охлаждения мотора, подключенным к бортовой электрической сети. Термодатчик предназначен для считывания информации о текущем значении температуры внутри системы. Полученная информация попадает в блок управления.
Опираясь на полученные результаты, система понимает, когда включать вентилятор охлаждения. Неисправность датчика становится причиной перегрева. Конструкция корпуса неразборная, поэтому при выходе из строя потребуется замена. Поломка плохо сказывается и на работе двигателя в целом, потому что термодатчик влияет на функционирование вспомогательных систем, увеличивает расход бензина.
Расширительный бачок с пробкой
В процессе испарения ОЖ происходит выдавливание тосола из системы. Проверить уровень жидкости позволяет расширительный бачок. Конструкторы установили пластиковую емкость выше, чем другие элементы системы охлаждения, позволяя водителю контролировать остаток в системе.
При перегреве двигателя кипящий тосол повышает давление внутри системы. Чтобы предотвратить взрыв, устанавливается специальная пробка. С внутренней части установлен клапан, дополненный пружиной. При сжатии, вызванном увеличением давления, пары выходят из системы.
Водяной насос
Водяная помпа оснащена крыльчаткой внутри, она помогает охлаждающей жидкости циркулировать внутри системы. С увеличением оборотов двигателя ускоряется циркуляция жидкости.
Для приведения шкива водяной помпы в движения используется ремень генератора, вращающийся от шкива коленчатого вала. На «Газелях» присутствует насос, выполненный в неразборной конфигурации. При критичном износе, не позволяющем безопасно продолжить движение, водитель полностью меняет элемент.
В систему охлаждения входят патрубки и радиатор печки. Первые отвечают за соединение узлов охлаждения, поддерживая циркуляцию. Задача радиатора печки сводится к поддержанию комфортной температуры внутри салона или кабины автомобиля. Возможно использование и как вспомогательный элемент охлаждения при выходе из строя вентилятора и термостата.
Запчасти для охлаждающей системы автомобилей Газель можно посмотреть здесь.