Варианты тюнинга мотора
Классический атмосферный двигатель 5E FE может увеличить мощность до 150 л. с., если произвести механический тюнинг следующих систем:
- головка блока цилиндров – шлифовка каналов, замена распредвалов аналогами с широкой фазой;
- впускной тракт – фильтр нулевого сопротивления либо индивидуальные дроссели на каждый цилиндр, шлифовка каналов коллектора и выравнивание их длины;
- выпускной тракт – переход на прямоточный паук, установка резонатора, увеличение сечения выхлопа до 61 – 63 мм, глушение датчиков СО.
Тюнинг 5E-FE турбиной
Реже производится перегильзовка для увеличения объема двигателя. Однако такой тюнинг стоит дороже, поскольку придется менять поршневую и шатуны, возможно и коленвал с маховиком. В любом случае замена «мозгов» автомобиля.
Таким образом, мотор 5E-FE предназначен для среднегабаритных легковых авто производителя Toyota. Существует версия 5E-FHE с доработанным впускным трактом и широкофазными распредвалами, увеличенной степенью сжатия и мощностью.
Технические характеристики 5E FE 1,5 л
Привычно для завода Toyota мощность в двигателе варьируется для конкретной модели авто и для рынка, на который она поставляется. Например, Короллы, Калдины, Пассеры и Спринтеры для Европы имели мощность в пределах 100 л. с. в соответствии с законодательной базой этих стран. Для рынка Японии, Азии, Ближнего Востока машины комплектовались моторами до 110 л. с.
Блок цилиндров 5E-FE
В период существования движков 5E-FE 1990 – 1998 г.г. планово производилась их модернизация:
- изменение степени сжатия за счет тонкой прокладки ГБЦ;
- доработка системы зажигания путем установки второй катушки;
- изменение формы поршня и применение двухэлектродных свечей и шатунов другой формы;
- установка температурного датчика выхлопа.
ГБЦ 5E FE
Технические характеристики 5E FE соответствуют нижеприведенным табличным значениям:
Изготовитель | Toyota |
Марка ДВС | 5E FE |
Годы производства | 1990 – 1998 |
Объем | 1497 см3 (1,5 л) |
Мощность | 68 – 86 кВт (93 – 110 л. с.) |
Момент крутящий | 113 – 134 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 115 кг |
Степень сжатия | 9,4 – 10 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | бесконтактное, DIS-2 |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | схема DOHC 16V, два верхних вала |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 74 мм |
Поршни | классические/плоские |
Коленвал | пятиопорный, чугун, литье |
Ход поршня | 87 мм |
Горючее | АИ-92/95 |
Нормативы экологии | Евро-3 – 4 |
Расход топлива | трасса – 5,3 л/100 км
смешанный цикл 6,5 л/100 км город – 8,8 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,6 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 15W40, 10W30, 20W50 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Mannol, Shell |
Масло для 5E FE по составу | Синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,4 л |
Температура рабочая | 90° |
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км
реальный 350000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 5,3 л |
Помпа | с пластиковой крыльчаткой |
Свечи на 5E FE | BKR6EYA11 от NGK или K16R-U11 от ND |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | 1145A051, MD041390, MD013805 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | JDA179 JD, Toyota 18801-11050 |
Масляный фильтр | C-113 VIC, C-110 VIC, Micro T1639 |
Маховик | с посадочным диаметром сцепления 215 мм |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки |
Toyota 90913-02090 впускные Toyota 90913-02088 выпускные |
Компрессия | 10 – 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 18 Нм
маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 153 Нм крышка подшипника – 60 Нм (коренной) и 40 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 30 Нм, 45 Нм + 90° |
Перечень модификаций ДВС
Важной особенностью моторов 5E-FE была пригодность для моделей авто Toyota С-серии. Однако для Toyota Sera с тяжелыми откидными дверками потребовался более мощный силовой привод
Производителем было рекомендовано разработать модификацию 5E-FHE с характеристиками:
- крутящий момент – 135 Нм;
- мощность – 110 л. с.;
- степень сжатия – 9,8.
Топливом для него служит исключительно бензин с высоким октановым числом от АИ-95 и выше. Несколько изменилось навесное оборудование, в частности изменена геометрия впускного тракта. Позже эту версию двигателя устанавливали на Cynos для внутреннего рынка и Paseo для экспорта в Америку.
Выпускной коллектор
Особенности конструкции
Изначально двигатель 5E FE имеет следующие особенности конструкции узлов и механизмов:
- цилиндры в чугунном блоке не расточены, а загильзованы;
- схема газораспределения верхневальная ;
- распредвалы уложены в постели внутри ГБЦ;
- одним распредвалом управляются 2 впускных клапана, другим — 2 выпускных;
- клапаны расположены V-образно;
- вращение впускному распредвалу передается от коленвала зубчатым ремнем;
- выпускной распредвал получает вращение шестерней от впускного;
- до 1995 года на свечи шли 4 высоковольтных провода через трамблер, затем по два к двум цилиндрам от 2 катушек (схема DIS-2);
- модернизированные шатуны и поршни плоской формы появились после 1996 года;
- с 1997 года выпускной коллектор оснастили датчиком температуры выхлопных газов для отсечки питания при температуре больше 900 градусов;
- тонкая 0,26 мм прокладка ГБЦ появилась с 1995 года для повышения степени сжатия до 10 единиц.
Впускной коллектор